30 апреля исследователи, фермеры и представители ассоциаций агробизнеса собрались в Фонде Жетулиу Варгаса в Сан-Паулу, чтобы обсудить торговые отношения между Бразилией и Китаем. В центре внимания дискуссии был экспорт сои и мяса в азиатскую страну и возможные – или необходимые – “пути к устойчивому развитию”.
После открытия мероприятия, организованного при поддержке организации «Охрана природы» (TNC), директор Китайского центра сельского хозяйства и развития сельских районов Кевин Чен поднялся на трибуну, чтобы объяснить, как китайские деятели видят текущий и будущий сценарий сотрудничества со своим крупнейшим партнером по поставкам продовольствия.
“Мы знаем, что изменение климата уже привело к сокращению производства сои в Бразилии, а также к сокращению экспорта сои”, — сказал Чен. “Нам необходимо остановить вырубку лесов в Бразилии из-за расширения производства сои и говядины. Мы надеемся, что это произойдет без ущерба для производства и средств к существованию”.
Внимательно слушали представители бразильского агробизнеса, сектора, который часто неохотно признает – а во многих случаях и отрицает – влияние изменения климата на производство.
Чэнь также сказал, что китайское правительство хочет снизить свою зависимость от бразильского производства, чтобы прокормить 1,4-миллиардное население страны. “Сегодня 80% сои, потребляемой Китаем, поступает из других стран, и Бразилия является нашим крупнейшим поставщиком. Однако к 2033 году более 30% нашего спроса на сою придется удовлетворять за счет внутреннего производства”, — сказал он.
Данные Министерства развития, промышленности и торговли (MDIC) показывают, что Китай на сегодняшний день является крупнейшим торговым партнером Бразилии, на долю которого приходится треть всего, что Бразилия продает в мире. На втором месте находятся Соединенные Штаты, доля которых составляет примерно 10%. На один только Китай приходится больше бразильского экспорта, чем на девять следующих крупнейших покупателей страны, вместе взятых.
В сфере сельского хозяйства и минерального сырья ведущая роль Китая еще больше. В период с 2019 по 2023 год экспорт бразильской сои в Китай почти удвоился, увеличившись с 20,5 млрд долларов США до 39,8 млрд долларов США. В прошлом году на долю этой страны приходилось не менее 73% сои, экспортируемой Бразилией.
Гигантский муравьед пересекает соевое поле недалеко от деревни коренных жителей в штате Мату-Гросу, Бразилия. За десять лет объем экспорта этого штата в Китай увеличился более чем в три раза и в 2023 году достиг 11,8 миллиарда долларов. (Фото: Флавия Милхоранс / Dialogue Earth)
Говядина следует этому примеру. Экспорт мяса в Китай увеличился на 476% в период с 2009 по 2022 год, согласно данным, собранным Abiec, ассоциацией, представляющей интересы бразильских экспортеров говядины. По данным MDIC, из каждых 10 килограммов мяса, которые Бразилия продала за рубеж в прошлом году, шесть ушло в Китай.
В прошлом году Китай стал первым пунктом назначения для бразильского экспорта, общий объем которого превысил отметку в 100 миллиардов долларов за один год. Если быть более точным, общий объем продаж в Китай составил 104,3 миллиарда долларов, что более чем в два раза больше, чем всего семь лет назад.
Если оценить вес Бразилии среди поставщиков ряда продуктов в Китай, то ситуация остается прежней. Сегодня на долю Бразилии приходится 60% сои и 41% говядины, которые Китай закупает по всему миру. Зависимость от импортного мяса отчасти связана с изменениями в привычках питания на фоне растущей урбанизации страны в последние десятилетия. В 2012 году импортировался только 1% потребляемой в Китае говядины; к 2022 году этот показатель вырос до 27%, согласно данным Национального бюро статистики Китая.
Причины обезлесения
Поскольку производство говядины и сои является одной из основных причин вырубки лесов в Бразилии, растущий спрос на них оказывает давление на ее леса. Их производство связано с интенсивным землепользованием, на долю которого пришлось почти 50% выбросов в стране в 2022 году, по данным Климатической обсерватории, бразильской сети экологических организаций.
Рост экспорта сельскохозяйственной продукции в Азию в последние десятилетия сопровождался расширением экспорта из девяти штатов легального региона Амазонки. Следовательно, они стали наиболее обезлесенными регионами страны, о чем свидетельствуют данные Национального института космических исследований (Inpe).
Скотоводческое ранчо в Черкильо, штат Сан-Паулу, Бразилия. Почти 50% выбросов в атмосферу в стране приходится на сельское хозяйство. (Фото: Дэн Агостини / Dialogue Earth)
Например, штат Мату-Гросу, который в 2014 году экспортировал в Китай продукции на сумму, эквивалентную 3,4 млрд долларов США, увеличил этот объем более чем в три раза за десятилетие, достигнув в прошлом году 11,8 млрд долларов США. За тот же период поставки на китайский рынок из северного штата Пара выросли более чем вдвое — с 4,7 млрд долларов США до 11,2 млрд долларов США.
Однако этот рост дорого обошелся лесам Бразилии. По данным Inpe, с 2014 по 2022 год ежегодная вырубка лесов в законном регионе Амазонки увеличилась с 5 012 км2 до 11 594 км2. За последнее десятилетие темпы вырубки лесов снизились лишь однажды, когда в прошлом году в регионе было выявлено 9 064 км2 вырубленных лесов.
Однако эксперты говорят, что косвенное давление, которое китайский спрос оказывал на вырубку лесов в бассейне Амазонки, меняется. Они подчеркивают, что продовольственная безопасность Китая сейчас больше, чем когда-либо, зависит от устойчивого производства.
“Давление со стороны китайского спроса, которое привело к росту производства сои, кукурузы и других культур в Бразилии, что привело к массовому обезлесению, переживает переломный момент”, — говорит Леонардо Гава, старший менеджер по переходу к сельскому хозяйству британской компании Climate Bonds Initiative, специализирующейся на сертификации устойчивых облигаций. “Китай переходит от роли покупателя, который оказывает большее давление на обезлесение, к роли покупателя, который может способствовать созданию производственно-сбытовых цепочек, свободных от обезлесения”.
Вопрос в том, будут ли бразильские производители готовы к таким изменениям в ближайшем будущем, говорит Гава. “У бразильских производителей есть возможность для продвижения, и это окно открыто сейчас. Если они потерпят неудачу, им придется наверстывать упущенное”.
Как правило, Китай избегает занимать жесткую позицию по внутренним вопросам других стран, таким как экологическое законодательство и правоприменительная практика. Однако растущее число многосторонних обязательств, взятых страной на себя, может привести к принятию конкретных мер.
Жуан Кумару, исследователь и магистрант китайской политики и дипломатии в Университете Фудань в Шанхае, подчеркивает растущее лидерство Китая в стремлении к так называемой “экологической цивилизации” и его прогресс в области возобновляемых источников энергии, несмотря на то, что он по-прежнему сталкивается с рядом препятствий в сокращении выбросов и использовании ископаемого топлива, таких как уголь.
“Китай все активнее участвует на международном уровне в решении этих экологических проблем, и наблюдается значительный внутренний прогресс”, — говорит Кумару. “Трудно сказать, как эти действия будут закреплены во внешних отношениях, потому что логика рынка, цена и объем по-прежнему доминируют, а также дискурс [Китая] о невмешательстве во внешние проблемы. В любом случае, это новое движение, которое может иметь резонанс в Бразилии”.
В дополнение к позиции правительства, отношение китайской общественности к экологическим проблемам также продолжает меняться. Исследование, проведенное в этом году в Пекине и Шанхае Китайской академией общественных наук, FGV Agro и Организацией по охране природы, показало, что некоторые китайские потребители говядины согласились бы платить на 20% больше за мясо, если бы у них были гарантии того, что этот продукт не связан с вырубкой лесов Амазонки.
Отсутствие прозрачности в экспорте мяса
Путь, пройденный многими бразильскими скотоводами, от их рождения на законных основаниях в Амазонии до прибытия на китайский рынок, не всегда ясен.
Стремясь избежать обвинений в покупке мяса из незаконно вырубленных лесов, крупные китайские покупатели стремились улучшить отслеживаемость своих крупнейших поставщиков. Однако эти усилия часто наталкиваются на препятствие, когда в этой цепочке участвуют сторонние партнеры — косвенные поставщики, которые часто покупают скот, выращенный в неустановленных или незаконных районах, и “отмывают” происхождение этих животных через свою собственность.
Обеспокоенные этой проблемой, Китайская мясная ассоциация и Всемирный фонд дикой природы (WWF) объединились в 2017 году для создания “Китайской декларации об устойчивом использовании мяса”, целью которой является борьба с вырубкой лесов, связанной с их импортом. В нем были предусмотрены меры по содействию устойчивому производству, торговле и потреблению мяса, а также рекомендации по улучшению прослеживаемости в цепочке поставок.
“Это, несомненно, были важные меры, поскольку они послужили сигналом для рынка, но факт в том, что в ходе этих действий не была установлена точная дата введения этих критериев в действие”, — говорит Пауло Баррето, исследователь Института Imazon, экологической неправительственной организации. “Это позиция, отличная, например, от позиции Европейского союза, который заявил, что больше не будет ничего покупать в районах, где произошла вырубка лесов после 2020 года, и что это потребуется с января 2025 года. В Китае мы не нашли ничего, что устанавливало бы какой-либо график”.
Институт Imazon и организация «Мир, которого мы хотим» («The World We Want») объединились, чтобы оценить прогресс предприятий в деле внедрения этих рекомендаций в устойчивое животноводство на практике. Их исследование “Зеленый радар” показало, что 87% бразильских мясокомбинатов, имеющих лицензию на экспорт в Китай, подписали с федеральными прокурорами соглашение о нулевой вырубке лесов. Однако из 31 компании, имеющей лицензию на экспорт в Китай, 25 по-прежнему работают в регионах, где более 300 000 гектаров находятся под угрозой обезлесения.
Скотобойня в Тангара-да-Серра, штат Мату-Гросу, Бразилия. Исследование, проведенное Институтом Imazon, показало, что 25 из 31 бразильской компании, имеющей лицензию на экспорт в Китай, по-прежнему работают в регионах с высоким риском обезлесения. (Изображение: BrazilPhotos / Alamy)
“Реальность такова, что все они нарушают требования Китайской мясной ассоциации о раскрытии информации и происхождении из районов с высоким риском обезлесения”, — утверждает Александр Мансур, директор проекта O Mundo Que Queremos.
В ходе опроса также оценивался уровень прозрачности общедоступного контента компаний, имеющих лицензию на экспорт в Китай. Из 31 компании только три, как считалось, достигли “среднего” уровня прозрачности в отношении своей политики нулевого обезлесения, что по-прежнему не соответствует рекомендациям Китайской мясной ассоциации по контролю за промежуточными поставщиками. Более 90% опрошенных компаний придерживались политики, которая привела к низкой или очень низкой прозрачности.
“Мы также понимаем, что неясно, как ассоциация будет реализовывать свои требования”, — говорит Баррето.
Несмотря на отсутствие прозрачности в бразильских цепочках поставок, Китай продолжает выдавать лицензии новым мясокомбинатам в стране. В марте было объявлено, что Китай разрешил 38 новым предприятиям экспортировать говядину, свинину и мясо птицы – это наибольшее количество предприятий, разрешенных одновременно в рамках двусторонних соглашений. Ожидается, что в ближайшие 12 месяцев они увеличат объем продаж в Бразилии на 10 миллиардов бразильских реалов (1,9 миллиарда долларов США).
Министерство сельского хозяйства Бразилии сообщило, что в январе этого года некоторые предприятия прошли дистанционный аудит. Другие были лично оценены китайскими специалистами в декабре 2023 года.
“Этот исторический результат еще раз демонстрирует признание качества, достоверности и доверия к работе министерства сельского хозяйства Бразилии”, — сказал Карлос Гуларт, министр сельского хозяйства Бразилии, в официальном заявлении.
Эта статья была первоначально опубликована на O Eco, бразильской платформе экологической журналистики. Эта переведенная версия была сокращена и слегка отредактирована с вашего разрешения.