Экстремальная жара в Бангладеш, вызванная частыми циклонами, засухами и наводнениями, еще больше усугубляет кризис продовольственной безопасности в стране. Сильная жара, которая достигла рекордных 43,8°C в Джашоре 30 апреля, нанесла значительный ущерб сельскохозяйственному сектору. В отчете Исследовательского института Грэнтэма Лондонской школы экономики (LSE) за январь 2024 года говорится, что даже если повышение температуры ограничится уровнем ниже 2°C, доля людей, страдающих от отсутствия продовольственной безопасности в стране, увеличится на 4,4% в период с 2021 по 2040 год.
Производство фруктов пострадало от жары
В середине мая изнуряющая жара опустошила манговые сады по всему Бангладеш. Экелах Хоссейн, фермер, выращивающий манго в Бирал-Упазила, Динаджпур, своими глазами видел, как молодые плоды манго высыхали и падали с деревьев из-за сильной жары.
“Почва в садах нагрелась настолько, что молодые плоды манго начали высыхать и падать с деревьев”, — сказал Хоссейн в интервью Dialogue Earth. “В этом году урожай манго будет примерно на 20-30% меньше, чем в предыдущем году, из-за сильной жары”.
Чтобы защитить свой фруктовый сад, Хоссейн прибегал к ежедневному орошению, что обходилось ему в 1000 бангладешских така (8,54 доллара США) в день на топливо. В прошлом году он потратил в общей сложности 150 000 така (1281 доллар США) на выращивание манго в своем саду площадью шесть акров. В этом году он опасался, что расходы удвоятся из-за увеличения орошения.
“Возросшая себестоимость производства и снижение урожайности означают, что в этом году мы не сможем получить прибыль”, — посетовал Хоссейн.
По данным Министерства сельского хозяйства (DAE), в 2020-21 годах в Бангладеш было произведено около 2,3 миллиона метрических тонн манго, в 2021-22 годах — 2,5 миллиона тонн, а в 2022-23 годах — 2,35 миллиона тонн. Согласно сообщениям, из-за сильной жары в этом году урожай манго сократился на 40%, что привело к резкому росту цен и напряжению на рынке.
Плодоножки манго разбросаны по земле в саду Экелаха Хоссейна. По его оценкам, из-за сильной жары производство манго сократится на 30% по сравнению с прошлым годом (Фото: Рафикуль Ислам).
Пострадали не только манго. Ашрафул Ислам, еще один фермер из Бирал-Упазила, столкнулся с аналогичными проблемами в своем саду личи площадью 45 акров. Из-за сильной жары цветы личи выгорели, а незрелые плоды преждевременно опали.
“Я не могу позволить себе прекратить [откачку воды из] моего глубокого колодца даже на минуту”, — сказал Ислам. “Я семь дней подряд поливаю свой сад личи, чтобы защитить плоды от жары”.
По оценкам Ислама, стоимость производства личи в этом году вырастет примерно до 2,5 миллионов така [21 280 долларов США] по сравнению с 1 миллионом така [8 512 долларов США] в прошлом году.
Статистическое бюро Бангладеш (BBS) сообщило, что в 2021-22 годах было произведено 92 958 метрических тонн личи, а в 2022-23 годах — 104 708 метрических тонн. Однако, по оценкам КДЖМ Абдула Авала, директора отдела садоводства в DAE, в этом году производство личи и манго сократится на 30% из-за сильной жары.
Авал также обратил внимание на более широкое воздействие сильной жары на сельское хозяйство, отметив, что домашние сады, выращивающие различные фрукты, включая джекфрут, ежевику, кокос, папайю и заварное яблоко, также серьезно пострадали от жары по всей стране.
Фермеру, выращивающему личи, Ашрафулу Исламу приходилось постоянно поливать свой фруктовый сад во время сильной жары (Фото: Рафикуль Ислам)
Абул Калам Маллик, метеоролог из метеорологического департамента Бангладеш, рассказал Dialogue Earth, что в этом году в стране в различные периоды наблюдалась в общей сложности 73 дня сильной жары, включая сильную жару, длившуюся 52 дня в апреле и мае. “Характер и характеристики аномальной жары в Бангладеш изменились из-за глобального изменения климата”, — отметил Маллик. “Аномальная жара теперь наблюдается даже в сезон муссонов”.
Рис в опасности
Рис, являющийся основным продуктом питания для более чем 160 миллионов человек в Бангладеш, имеет решающее значение для продовольственной безопасности страны. Однако эксперты предупреждают, что сохранение высоких температур может негативно сказаться на производстве риса-сырца. Несмотря на увеличение производства в прошлом году, когда в 2022-23 годах было произведено 39,09 млн тонн риса по сравнению с 38,14 млн тонн в 2021-22 годах, будущее выглядит неопределенным.
Нур Ахмед Хондакер, помощник представителя Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в Бангладеш, объяснил, что периоды сильной жары серьезно влияют на опыление рисовых полей и формирование зерна. “Потребность в воде для производства риса в будущем возрастет из-за периодов сильной жары. Если рисовые поля не будут должным образом орошаться, урожайность упадет”, — сказал он.
Мохаммад Халекуззаман, директор по исследованиям Бангладешского научно-исследовательского института риса (BRRI), отметил, что дневные и ночные температуры повысились, нарушив физиологические процессы рисовых растений.
“Если мы не предпримем достаточных мер в растениеводческом секторе для борьбы с аномальной жарой, производство продовольствия сократится”, — предупредил Халекуззаман. Однако он упомянул, что BRRI разработала устойчивый к жаре сорт риса-сырца, который в настоящее время проходит испытания и, как ожидается, будет доступен фермерам в следующем году.
Также страдают домашний скот и домашняя птица
Аномальная жара также серьезно повлияла на животноводческий сектор Бангладеш, особенно на птицеводство. Высокие температуры привели к значительному падежу кур и снижению яйценоскости.
Бадрул Алам Номан, птицевод из Кишореганджа, сообщил, что во время последней волны жары куры потребляли меньше корма, что привело к замедлению роста и снижению яйценоскости. “Производство яиц сократилось на 20-30%, а цыплята-бройлеры стали весить в среднем на 300-400 граммов меньше”, — сказал он.
Рост затрат и проблемы с рабочей силой
Сильная жара также привела к увеличению затрат на рабочую силу в сельскохозяйственном секторе, поскольку многие работники либо избегают работы в условиях сильной жары, либо требуют за это более высокую заработную плату.
Масум Миах, фермер из Кулиархара, Кишорегандж, изо всех сил пытался найти работников для сбора урожая риса боро. В конце концов он нашел трех рабочих, но ему пришлось платить 800 така [6,81 доллара США] в день, что значительно превышало обычные 500 така [4,26 доллара США].
“Рабочие не хотят работать во время сильной жары, поэтому мне пришлось заплатить больше, чтобы вовремя собрать рис”, — объяснила Миа.
Абуль Хасем, другой фермер, поддержал это мнение: “Несмотря на высокие затраты на рабочую силу, работники не остаются на полях во время пика жары. Они возвращаются, только когда температура падает”.
Среди тех, у кого выбор ограничен, есть работающие женщины, которые часто получают более низкую заработную плату по сравнению со своими коллегами-мужчинами. “Было очень трудно работать подряд под палящим солнцем, так как температура была очень высокой”, — сказала Хадиджа Ахтер, рассказывая о своем опыте уборки риса в Майярампуре под управлением Банчарампур Упазила в Брахманбарии. Она добавила, что ей были необходимы частые перерывы, чтобы уберечь организм от перегрева, а также вентилятор ручной работы, чтобы охладиться.
Хамида Хатун, еще одна женщина-фермер, сказала, что у нее не было другого выбора, кроме как работать в экстремальных условиях, чтобы собрать урожай до начала паводков. “Мы очень страдаем из-за жаркой погоды. Мы делаем перерывы и обливаем голову водой, чтобы не замерзнуть”, — сказала она.
Хадиджа Ахтер пользуется зонтиком, чтобы защититься от палящего солнца, и сгребает ногами собранные рисовые зерна, оставленные сушиться (Фото: Рафикуль Ислам)
«У нас нет другого выбора, кроме как внедрять инновации’
В то время как Бангладеш переживает одну из самых продолжительных в истории страны периодов сильной жары, устойчивость сельскохозяйственного сектора подвергается испытанию. Необходимы срочные меры для защиты средств к существованию фермеров и обеспечения продовольственной безопасности.
Эксперты выступают за внедрение устойчивых к изменению климата методов ведения сельского хозяйства, таких как выведение и распространение жаростойких сортов сельскохозяйственных культур.
Голам Раббани, глава секретариата фонда «Климатический мост» в BRAC, заявил, что правительству следует выделить средства на сельскохозяйственные исследования, чтобы внедрить инновации в области жаростойких сортов сельскохозяйственных культур и распространить их на уровне фермеров.
По его словам, по всей стране должны быть внедрены методы ведения сельского хозяйства, учитывающие климатические условия, чтобы справиться с аномальной жарой, добавив, что необходимо расширить возможности специалистов по сельскому хозяйству на местах, чтобы они могли обучать фермеров и помогать им находить решения для защиты сельскохозяйственных культур от экстремальной жары.
Усовершенствованная ирригационная инфраструктура и эффективные методы управления водными ресурсами также имеют решающее значение. Раббани подчеркнул необходимость сохранения поверхностных вод в регионах страны, подверженных засухе и жаре. Это гарантирует, что фермеры смогут использовать поверхностные воды для орошения, особенно в связи с ежегодным снижением уровня грунтовых вод в северных и северо-западных регионах в засушливый сезон.
Кроме того, существует острая необходимость во всеобъемлющей национальной политике для поддержки фермеров и смягчения последствий изменения климата для сельского хозяйства. Малай Чоудхури, заместитель секретаря Министерства сельского хозяйства, сказал, что у нас нет иного выбора, кроме как внедрять инновации, когда речь заходит о жаростойких сортах сельскохозяйственных культур. Вот почему, по словам Чоудхури, правительство укрепляет сотрудничество с международными сельскохозяйственными исследовательскими организациями для разработки сортов, устойчивых к жаре. Министерство сельского хозяйства регулярно предоставляет консультации и поддержку фермерам, чтобы они могли выращивать урожай в условиях меняющегося климата, добавил он.
Аминул Хак, научный сотрудник Бангладешского научно-исследовательского института животноводства, подчеркнул необходимость разработки национальной политики по защите птицеводческой отрасли от последствий аномальной жары.
“Аномальная жара окажет долгосрочное воздействие на птицеводческую отрасль… в настоящее время необходимо срочно разработать национальную политику для защиты птицеводческой отрасли от воздействия жары”, — сказал он.