Дом, огород и загон для скота Амбии Бегум были затоплены приливными водами. 50-летняя фермерша понесла значительные убытки с тех пор, как в мае циклон “Ремал» обрушился на ее южную бангладешскую деревню Гоалия: «Сильные ветры повредили рисовые поля, а приливы и обильные осадки также подняли уровень воды в каналах, прудах и реках”.
Гоалия находится в одном из прибрежных районов округа Баришал, где наблюдаются резкие изменения погодных условий из-за циклонов, часто формирующихся в Бенгальском заливе. В результате таких штормов низменные районы оказываются затопленными. В этих обстоятельствах у Бегум нет другого выбора, кроме как отступить на возвышенность, пока вода не спадет.
Тем временем люди, живущие в сотнях километров к северу, на чарсах (прибрежных островах) Фулчхари-упазила (бангладешских районных подразделениях) в Гайбандхе, на севере Бангладеш, также сталкиваются с экстремальными погодными условиями. Неустойчивые осадки и внезапные наводнения в верховьях реки Брахмапутра приводят к размыванию ее берегов, что приводит к перемещению жителей в недавно образованный район Каюмер-Чар в Фулчхари. Но здесь “доступ к таким основным услугам, как сельское хозяйство, электроснабжение, а также образование [и] здравоохранение, строго ограничен”, — отмечает Мариам Биби, которая сейчас живет на Каюмере.
Гольцы — это бенгальское слово, обозначающее острова из песка и ила в Бангладеш. Некоторые гольцы полностью окружены водой, в то время как другие остаются прикрепленными к суше до тех пор, пока уровень воды не поднимется настолько, что они временно окажутся отрезанными.
Миллионы людей живут на гольцах Бангладеш, которые возникают, меняют форму и исчезают в соответствии с течением рек страны. Гольцы предоставляют поселенцам столь необходимую землю, но их временный характер означает, что на них обычно отсутствует базовая инфраструктура, а жизнь на них сложна.
На гольцах обычно расположены обширные пастбища, которые хорошо подходят для рыбной ловли, в то время как некоторые из них способны поддерживать выпас скота и сельское хозяйство.
В недавнем докладе, опубликованном совместно Международным центром по изменению климата и развитию и Бангладешским инженерно-технологическим университетом, рассказывается о 185 экстремальных погодных явлениях, с которыми Бангладеш столкнулась в период с 2000 по 2019 год. В 2021 году, согласно Глобальному индексу климатических рисков, страна заняла седьмое место в списке стран, наиболее уязвимых к последствиям изменения климата.
Эти все более частые экстремальные погодные явления, в том числе продолжительное лето и запоздалые муссоны, создают серьезные проблемы для фермеров, работающих в небольших фермерских хозяйствах. Почти 50% сельскохозяйственной рабочей силы Бангладеш составляют женщины, которые, как правило, не владеют своей землей и сталкиваются с социокультурными барьерами, препятствующими диверсификации их доходов. Эти обстоятельства делают женщин-фермеров Бангладеш особенно уязвимыми к негативным последствиям изменения климата.
Новые правила игры: солнечные ирригационные насосы
Чтобы противостоять снижению урожайности и доходов, фермеры установили насосы для орошения грунтовыми водами, работающие на дизельном топливе. «Диалог Земли» поговорил с Суми Марди, фермером из Биргандж-упазила в северо-западном округе Динаджпур, об их недостатках: дизельные насосы дороги в эксплуатации, трудоемки в установке и требуют постоянной дозаправки.
Чтобы преодолеть эти недостатки, правительство Бангладеш инвестирует в солнечные ирригационные насосы (SIPs), чтобы постепенно отказаться от дизельных насосов в районах, не охваченных электросетями. Эта инициатива рекламировалась как технология, меняющая правила игры для женщин-фермеров, которые сталкиваются с социокультурными барьерами на пути повышения квалификации и доступа к этим формам технологий.
Айша Бану, профессор по проблемам женщин и гендерным исследованиям в Университете Дакки, говорит, что сельское хозяйство в стране стало “феминизированным”, поскольку мужчины переходят на несельскохозяйственные работы, такие как строительство и вождение. Теперь инициативы по внедрению солнечных ирригационных насосов помогают некоторым из этих женщин-фермеров, сокращая объем тяжелой сельскохозяйственной работы, которой им приходится заниматься.
Корреспондент издания Dialogue Earth посетила деревню Дакшин Ботина в Такургаон Садар Упазила, на севере Бангладеш, где компания по развитию инфраструктуры (IDCOL) установила системы полива для орошения 150 бига (37,5 га) сельскохозяйственных угодий. За последние три года группа женщин наладила разведение рыбы под этими солнечными панелями. Женщины говорят, что система SIP увеличила их доходы, улучшила питание местных жителей и сократила их труд в сельском хозяйстве.
Между тем, в 2023 году в рамках швейцарско-бангладешской инициативы на гольцах в Фулчхари были установлены солнечные панели на подвижных рамах. Панели используются для орошения недавно образованных гольцов, где не хватает электричества и трубчатых колодцев. Это обеспечивает полив по трубам на 20-километровой территории, достигая нескольких других населенных пунктов и деревень в Фульчхари.
Биби говорит, что доступ к этим портативным микроприборам высвободил часть ее времени. Например, раньше она водила свой скот к реке купаться, но теперь она может пользоваться водой из-под крана. Таким образом, применение солнечных ирригационных насосов может позволить женщинам переключать больше времени с домашней работы на экономическую деятельность, например, на рыболовство.
Гендерное неравенство сохраняется
Однако неравенство не исчезает с появлением солнечных ирригационных насосов. Там, где мужчины уходят из сельского хозяйства, “на их место приходят женщины, часто за меньшую плату”, отмечает Бану. “Хотя доступ к ресурсам и технологиям рассматривается как расширение прав и возможностей, они не контролируют ситуацию из-за глубоко укоренившихся гендерных норм”.
Нехватка финансовых средств, полномочий по принятию решений и доступа к законному землевладению были определены в качестве ключевых гендерных препятствий для освоения SIP женщинами. Это результаты исследования, проведенного Международным институтом управления водными ресурсами, который в настоящее время проводит опрос фермеров в Хульне, Джессоре, Баришале и Богуре, чтобы понять препятствия на пути внедрения солнечных ирригационных насосов среди маргинализированных групп. Специалист по гендерным вопросам исследования Энджел Контуджам подтверждает: “Социально-культурные барьеры существенно препятствуют внедрению солнечных ирригационных насосов в сельских районах Бангладеш”.
В Бангладеш сохраняется гендерное неравенство среди сельских женщин, которые часто борются за прогресс, несмотря на ограниченный доступ к финансированию, низкий уровень владения землей и глубоко укоренившуюся социальную дискриминацию (Фото: Танмой Бхадури / Международный институт управления водными ресурсами).
Доступ к ирригации в целом – будь то с помощью дизельных, электрических или солнечных систем – иногда может контролироваться владельцами насосов, что создает несбалансированную динамику энергопотребления, которая может повлиять на мелких фермеров и женщин. Например, Саджеда Бегум, цветочница, живущая в округе Джикоргача на юго-западе Бангладеш, рассказала Dialogue Earth, что ее работа часто прерывается из-за перегрузки и недостаточного доступа к воде. Она отмечает, что более крупные участки земли получают приоритетный доступ к орошению, и, как правило, ими владеют мужчины.
Обучение работе с солнечными ирригационными насосами также в значительной степени недоступно для женщин. Как правило, мужчин обучают работе с насосами, в то время как женщин обучают выращиванию крупного рогатого скота. Это может ограничить их роль на ферме прополкой, пересадкой, сбором урожая и послеуборочными работами.
Даже там, где социокультурные нормы не являются проблемой, финансирование остается препятствием. Как и многие женщины-фермерши в ее деревне Хария Панисара, Бегум и ее дочь выращивают розы, бархатцы и другие цветы на большом участке (0,25 га) арендованной земли. Бегум сталкивается с серьезными проблемами в области орошения, поскольку ей требуется 1000 литров воды в день. Это означает, что она должна платить владельцу насоса 1000 дирхамов (8,36 долларов США) в месяц за электроэнергию.
Бегум считает, что солнечный насос мог бы решить ее проблемы с ирригацией. Однако ей не удалось получить банковский кредит на его покупку, поскольку землей владеет семья ее мужа: “Мы не получаем субсидированные кредиты, поскольку у нас нет доступа к земле”.
Достижение устойчивых, долгосрочных изменений
Бану объясняет причины трудностей, с которыми сталкивается Бегум: “Женщинам отказывают в получении фермерских карточек, что лишает их доступа к программам и субсидиям”. Она добавляет, что существует необходимость в значимом вовлечении женщин в сельское хозяйство: “Правительство должно обеспечить, чтобы к женщинам относились как к фермерам и чтобы они получали выгоду от инициатив на всех уровнях, от разработки политики до ее реализации”.
Контуджам говорит, что этим ограничениям можно было бы противостоять, внедрив инновационные финансовые и институциональные механизмы, ориентированные на интересы женщин, для расширения владения насосами среди женщин-фермеров.
Корреспондент издания Dialogue Earth проконсультировалась с Даршини Равиндранат, исследователем, которая возглавляет проект Международного института управления водными ресурсами «Солнечное орошение для повышения устойчивости сельского хозяйства в Южной Азии». Она ссылается на возобновляемый гарантийный фонд в Западной Бенгалии, Индия. Этот фонд предоставляет финансовую независимость женщинам-фермерам. Это также привело к увеличению доходов на 50% за счет доступного и своевременного обеспечения водой, что позволило участникам также выращивать овощи. Кроме того, фонд зарегистрировал солнечные активы на имена участников.
Равиндранат подчеркивает важность целенаправленной политики и корректировки курса для обеспечения инклюзивности. Партнерство с правительствами может сыграть важную роль в формировании политики для достижения устойчивых, постепенных процессов, которые помогут устранить долгосрочное гендерное неравенство при переходе на возобновляемые источники энергии. “Переход Бангладеш на экологически чистую энергетику обладает огромным потенциалом для расширения прав и возможностей женщин и создания устойчивых сообществ”, — говорит Равиндранат. В Бангладеш и за ее пределами SIPs может сыграть большую роль в этом будущем.