Повышение устойчивости торговой политики в области сельского хозяйства требует комплексного, системного, многометодического подхода, охватывающего множество аспектов устойчивости.
Сыграв ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности и диверсификации рациона питания, глобальная торговля сельскохозяйственной продукцией также оказала негативное воздействие на экологическую устойчивость, социальное благополучие и экономическую жизнеспособность в глобальных цепочках создания стоимости агропродовольственной продукции.
Проект ЕС Horizon2020 «Сделать сельскохозяйственную торговлю устойчивой» (MATS) определяет некоторые из этих последствий и демонстрирует инновационный подход к определению точек рычага для устойчивой трансформации.
Проект MATS отвечает необходимости анализа сельскохозяйственной торговой политики, который управляет сложными взаимосвязями между природными, социальными и экономическими системами от местного до глобального уровня.
При этом результаты проекта включают комплексный многометодный подход к анализу политики, включая 15 тематических исследований, что приведет к ряду политических рекомендаций и путей перехода к более устойчивой политике торговли сельскохозяйственной продукцией.
Сосредоточив внимание на совершенствовании управления, проектирования и реализации на уровне ЕС, Африки и на глобальном уровне, этот подход выходит за рамки устойчивой торговли сельскохозяйственной продукцией и применим к другим секторам и контекстам.
Кроме того, интегрируя экологические и социальные внешние эффекты в экономический анализ, этот подход обладает преобразующим потенциалом для оценки политики и оценки воздействия в области торговли сельскохозяйственной продукцией и устойчивого развития.
Наконец, анализ MATS выявляет и укрепляет связи между торговой политикой и устойчивыми инвестициями, чтобы раскрыть преобразующий потенциал в глобальных цепочках создания стоимости агропродовольственной продукции. Опираясь на эти связи, MATS надеется внести свой вклад в разработку будущей политики, которая будет способствовать позитивному и смягчать негативное воздействие торговли на устойчивое развитие.
Проект MATS рассчитан до конца 2024 года. Здесь мы представляем ключевые особенности проекта и обсуждаем извлеченные на данный момент уроки в отношении усовершенствованных инструментов оценки политики и повышения устойчивости торговли сельскохозяйственной продукцией.
Для получения дополнительной информации о проекте MATS посетите https://sustainable-agri-trade.eu/
Доказательства на местном уровне посредством 15 тематических исследований
Основная часть интегрированного многометодного подхода MATS заключалась в проведении 15 углубленных тематических исследований по конкретным странам, регионам и продуктам (товарам). Цель заключалась в том, чтобы предоставить данные на местном уровне и пролить свет на сложные связи между ключевыми элементами продовольственной системы, уделяя особое внимание африканским странам, но также охватывая Европу и Латинскую Америку.
Концептуальная основа систем сельскохозяйственной торговли MATS (рис. 2) иллюстрирует эти связи и определяет, как элементы политического, человеческого, социального, экологического и экономического аспектов взаимосвязаны с режимами и политикой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Понимание этой сложной структуры имеет решающее значение для определения точек воздействия для эффективного устранения ключевых положительных и отрицательных последствий торговли для экологической устойчивости и благосостояния человека.
Например, тематическое исследование, в котором изучались связи между экспортом оливкового масла из Туниса и водопользованием, показало, что экспортная тенденция имеет высокие скрытые экономические, социальные и экологические издержки. Фирмы, ориентированные на экспорт и импорт, накапливают экономические выгоды, в то время как традиционные фермеры и местные потребители проигрывают.
Более того, государственная политика в пользу ориентированных на экспорт крупных плантаций оливкового масла привела к монокультуре (на которую приходится 80% плантаций оливкового масла), чрезмерному орошению и ухудшению состояния почвы, и это лишь некоторые недостатки.
Другое тематическое исследование, посвященное снижению уровня бедности среди мелких фермеров, выращивающих кофе в Танзании, показало, что нестабильная государственная политика в области сельского хозяйства и кооперативов снизила эффективность цепочки создания стоимости кофе и институтов, управляющих этим сектором.
Мелкие фермеры являются наименее привилегированными в цепочке создания стоимости, недостаточно конкурентоспособными, имеют плохой доступ к финансовым инструментам и часто исключены из процесса принятия решений. Для подъема мелких фермеров необходимо укреплять сельскохозяйственные маркетинговые кооперативы посредством наращивания потенциала в области управления и рыночной информации, поощрять их участие в принятии решений и гарантировать доступ к финансовым инструментам.
Важность определения точек рычага
Совместный анализ 15 тематических исследований раскрывает ключевые точки воздействия в трех измерениях: политика и нормативно-правовая база, экономика и рынки, а также социальный капитал.
Что касается политики и нормативно-правовой базы, результаты показывают, что совместное управление следует поощрять путем содействия более совместной и общественной работе в цепочке создания стоимости, создания пространства для различных заинтересованных сторон для участия в понимании проблем (таких как внешние эффекты или асимметрия рыночной власти), и коллективное определение потенциальных решений для информирования политики и влияния на принятие решений.
Кроме того, политикам следует создать надежные механизмы содействия и разрешения проблем между государственными и частными учреждениями, участвующими в глобальных цепочках создания стоимости в агропродовольственной отрасли, для большей согласованности политики и более эффективной реализации политических мер. Для дальнейшего повышения согласованности политики было бы важно обеспечить последовательность регулирования в различных секторах, приведя их в соответствие с меняющимся политическим и социально-экономическим контекстом и признав специфику местного контекста.
Прозрачность и подотчетность являются основополагающими рычагами для обеспечения соблюдения правил и содействия принятию добровольных стандартов и сертификатов устойчивого развития. Без четкого понимания и поддержки со стороны местных и глобальных заинтересованных сторон политика и проекты могут не способствовать созданию системы, основанной на справедливой торговле, социально-экономической справедливости и экологической устойчивости.
Тематические исследования подчеркивают хрупкий баланс между приоритетом конкурентоспособности для удовлетворения потребностей глобальных рынков и необходимостью повышения устойчивости отечественных агропродовольственных систем с точки зрения работы над достижением продовольственной самообеспеченности посредством расширения местных рынков. Этот баланс особенно важен в регионах, где значительная часть населения сталкивается с проблемами продовольственной безопасности.
В рамках измерения экономики и рынков доступ к финансированию для мелких и средних фермеров был определен как необходимый для внедрения устойчивых производственных практик и повышения конкурентоспособности. Было обнаружено, что инвестиции в инфраструктуру и технологии являются ключевыми рычагами повышения стоимости сельскохозяйственной продукции и снижения транспортных и эксплуатационных расходов, вызванных сильной зависимостью от импортируемых ресурсов.
Улучшение доступа к технологиям, особенно для мелких фермеров, для повышения прозрачности ценообразования было названо потенциально мощным рычагом для обеспечения более справедливых цен и устранения дисбаланса сил.
Наконец, в рамках социального капитала поддержка членства в ассоциациях, местное партнерство и сотрудничество в глобальной цепочке создания стоимости в агропродовольственной отрасли были определены в качестве ключевых рычагов для укрепления инклюзивного принятия решений и традиционно маргинализированных субъектов, таких как мелкие фермеры.
Решение проблемы сложности глобальных цепочек создания стоимости агропродовольственной продукции
Вторая ключевая часть многометодного подхода MATS состояла из структуры моделирования, которая сочетала в себе три подхода к моделированию: совместный качественный системный подход (включая создание системных карт или диаграмм причинно-следственной связи (CLD), индивидуальные количественные системные модели (с использованием Системная динамика в сочетании с пространственно явными моделями) и глобальная вычислимая модель общего равновесия (CGE). Чтобы отразить сложность глобальных цепочек создания стоимости агропродовольственной продукции, в структуру была введена системная динамика как метод полной интеграции социальных, экономических и экологических показателей.
По своей сути продовольственная система воплощает в себе динамичную сеть отношений между различными участниками и элементами, такими как экологические показатели, социально-экономические факторы и динамика рынка. Системная динамика обеспечивает целостную основу для анализа того, как изменения в одном из этих элементов распространяются и влияют на другие, тем самым поддерживая интеграцию детальных знаний по каждому из упомянутых выше измерений.
Система моделирования была применена к семи из 15 тематических исследований. Влияние неустойчивого производства и конкретной торговой политики тематических исследований, а также многоаспектные выгоды, возникающие в результате повышения устойчивости, были выявлены и количественно оценены индивидуально для каждого тематического исследования.
Например, на рис. 2 представлена диаграмма причинно-следственной связи (CLD), показывающая взаимосвязь, связанную с торговлей, для тематического исследования, посвященного соево-мясному комплексу в регионе Серрадо в Бразилии. Это показывает, что существует два ключевых рычага для повышения социальной и экологической устойчивости: во-первых, путем поддержки традиционных сообществ, а во-вторых, путем одобрения производства сои, которое соответствует социальным и экологическим стандартам производства.
Тематическое исследование показало, что политически жизнеспособными вариантами реализации этих точек рычага могут быть, например, многосторонние территориальные соглашения и искоренение незаконной вырубки лесов посредством торговых стандартов, предложенных китайскими партнерами.
В другом тематическом исследовании оценивались социальные, экономические и экологические последствия производства молока, чтобы проиллюстрировать равные условия для торговли в различных странах. Было определено несколько вариантов вмешательства для одновременного улучшения трех аспектов устойчивости. С точки зрения экономических результатов было рассмотрено влияние размера фермы, производительности молока и затрат на рабочую силу на прибыльность сельскохозяйственной деятельности. Экологические ограничения охватывали, например, управление навозом и выбросы парниковых газов.
Исследование нашло несколько решений для достижения многомерной устойчивости и улучшения динамики торговли. Например, усилия по улучшению условий труда позволили уравнять правила игры в социальных аспектах между регионами, в то время как лесовосстановление, восстановление земель и внедрение возобновляемых источников энергии для сельскохозяйственной деятельности помогли бы сократить выбросы парниковых газов. Чтобы увеличить доходы молочных ферм, компенсировать более высокие затраты на рабочую силу и снизить потребности в землепользовании и расширении, важным фактором стало повышение производительности молока.
Сила экономической оценки внешних эффектов
Оценка моделирования MATS подтвердила, что плавная интеграция экономической оценки в политический анализ, придающая значение внешним эффектам, становится мощным инструментом для создания внутренних стимулов, которые поощряют внедрение устойчивых практик с глобальными последствиями.
Экономические стимулы служат мотивации фермеров и других предприятий цепочки создания стоимости к переходу к устойчивым практикам, согласовывая экологические и социальные соображения с экономическими интересами.
Аналогичным образом, влияние торговой политики на внутреннее производство следует оценивать с использованием такой экономической оценки внешних эффектов, поскольку сила экономической оценки социальных и экологических последствий заключается в ее способности выявить скрытые издержки, связанные с неустойчивой практикой ведения сельского хозяйства. Следовательно, было бы очень важно интегрировать экономическую оценку экологических и социальных внешних эффектов в оценки воздействия торговой политики на устойчивое развитие.
Нормативно-правовая база должна соединять местный и глобальный уровни
Чтобы связать местный уровень с глобальным уровнем, MATS рассмотрел взаимодействие внутренней и международной нормативно-правовой базы и их связь с вышеуказанными точками рычага, сосредоточив внимание на трудовых и экологических стандартах, механизмах ценообразования и интеллектуальной собственности.
Участники глобальной агропродовольственной цепочки создания стоимости понимают необходимость прозрачности всей цепочки неоднородным образом, несмотря на их осведомленность об обязательных формальных правилах.
Таким образом, институциональные рамки, обеспечивающие изменения по всей цепочке создания стоимости, должны способствовать как формальному, так и неформальному сотрудничеству и согласованности торговой политики. Такие принципы, как регулирование, основанное на рисках, и пересмотр устаревших законов для оптимизации процессов цепочки создания стоимости, были определены как часть ценного пересмотра правовой базы для поддержки экологической и социальной устойчивости.
Переходные пути к более устойчивой торговле
Кульминацией проекта MATS является создание путей перехода к более устойчивым режимам торговли сельскохозяйственной продукцией на основе данных, полученных в результате 15 тематических исследований и оценки моделирования.
В основе этого процесса было создано видение MATS устойчивой торговли сельскохозяйственной продукцией, чтобы прийти к общему пониманию целей, сроков и мероприятий, необходимых для повышения устойчивости торговли сельскохозяйственной продукцией. Процесс совместного видения помог определить желательные будущие направления, за которыми последовало определение конкретных действий, что привело к выполнению различных заявлений о видении временного горизонта, выходящего за рамки 2035 года.
Формулирование путей перехода все еще продолжается. Однако до сих пор этот процесс показывает, что как существующая, так и новая политика необходимы для решения всех трех аспектов устойчивости. Децентрализация принятия решений и сокращение бюрократии были названы критически важными точками рычага для гарантирования мелким фермерам ’ доступа к рынкам и справедливым ценам.
Оценка воздействия сельскохозяйственной торговой политики
На сегодняшний день проект MATS выявил важность комплексного научно обоснованного анализа. Он выходит за рамки экономических показателей, позволяя оценивать воздействие сельскохозяйственной торговой политики по ряду показателей социальной, экономической и экологической устойчивости.
Кроме того, он подтверждает, что неоднородность конкретных случаев, связанных с конкретным продуктом контекста местоположения, должна учитываться при оценке воздействия мер торговой политики на устойчивость или их отсутствия.
Комплексный подход, основанный на нескольких методах, может помочь определить наиболее эффективные меры в глобальных цепочках создания стоимости агропродовольственной продукции для содействия экологическому и социальному управлению при сохранении производительности и устойчивости.
Кроме того, исследователи и политики могут моделировать различные сценарии, чтобы предвидеть потенциальные результаты и разрабатывать стратегии по снижению рисков и использованию возможностей, обеспечивая более устойчивую и устойчивую продовольственную систему.
В этой статье представлен обзор работы проекта, однако исследования еще продолжаются. В настоящее время проект объединяет результаты, которые будут преобразованы в пути перехода, политические рекомендации, научные статьи и многое другое. Поскольку проект MATS продлится до конца 2024 года, к концу года можно ожидать большего количества результатов. В рамках проекта будет организован Форум по устойчивой торговой политике в Брюсселе (19-20 ноября 2024 г.) для демонстрации окончательных результатов проекта.
Обратите внимание, что эта статья также появится в 18-м выпуске нашего ежеквартального издания.